Откуда произошли названия нот или как появилась нотная грамота? Гвидо д’Ареццо названия нот. Гви́до Арети́нский — кто это? Гвидо д’Ареццо биография. Гимн Святому Иоанну. Нотная реформа Гвидо д’Ареццо. Названия нот. Происхождение нот. Кто изобрел нотную грамоту? Нотная грамота — кто ее придумал?
А знаете ли Вы, что названия нот пришли к нам из латыни, а именно от монаха и итальянского музыкального теоретика одного из крупнейших в эпоху Средневековья Гвидо д’Ареццо или Гви́до Арети́нского жившего, примерно, около 990-1050.
1. был руководителем певческих школ
2. написал самый большой трактат «Микролог»
3. закрепил реформу музыкальной нотации
4. изобрёл сольмизацию (способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени звукоряда)
5. изобрел антифонарий (в богослужении католиков обиходная книга с песнопениями и текстами для служб)
Стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо д’Ареццо или Гви́до Арети́нский придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes
В переводе с латинского гимн Иоанну Крестителю звучит так: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанне».
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, в связи с чем их было удобно распевать. А вот слог ut – закрытый и пропеть его было невозможно. Поэтому название первой ноты октавы ut с XVII века в части европейских стран было заменено на do — от латинского слова Dominus – Господь. Со временем и седьмая нота Sa была заменена на ноту Si, а вот названия других нот остались прежними re mi fa sol la.
Теперь современная интерпретация названия нот выглядит так:
Re – rerum – материя
Mi – miraculum – чудо
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т. е. солнечная система
Sol – solis – Солнце
La – lactea via – Млечный путь
Si – siderae – небеса